Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Өзен ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Озен отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области"​

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Бастауыш сыныптар арасында зерттеу жұмыстарына есеп

14.04.2021

Акмолинская область

Зерендинский район

"КГУ" Общеобразовательная школа села Озен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отчёт на тему

«Организация исследовательской деятельности

младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Жолдыбаева Н.Н

 

 

 

 

                                            2020-2021 уч. год

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

         Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-исследователь уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

         Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

         Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получится отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  • классифицировать;
  • обобщать;
  • отбирать все возможные варианты решения;
  • переключаться с одного поиска решения на другой;
  • составлять программу действий по своей работе;
  • рассматривать объект с различных точек зрения;
  • сравнивать различные объекты и их совокупности;
  • составлять задания по предложенной теме;
  • проводить самоконтроль

         Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

         Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

         Исследовательская деятельность предполагает ряд задач:

  • развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Тема исследования отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы, уточняет, проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки работы в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

В процессе занятий исследовательской деятельностью:

     - возрастут познавательные потребности младших школьников;

- исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит     освоить механизм самостоятельного получения новых знаний;

 - в качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.  

       В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

- подумает самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно

  высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о

   предмете исследования;

- смотрит книги по теме и записывает важную информацию;

- спрашивает у взрослых и записывает интересную информацию;

- смотрит телематериалы и записывает то, что узнал из фильмов;

- используя Интернет, записывает сведения, полученные с помощью компьютера;

- записывает необычные факты, полученные с помощью наблюдений;

- участвует в командной работе;

-оценивает информацию участников проекта, предложенные идеи с позиций ее

  полезности для проекта. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и

  себя в процессе этой деятельности.

- проводит эксперимент и записывает план и результаты.

 

На всех этапах работы над исследованием или проектом учитель выступает как помощник, направляет деятельность учащихся. При этом его роль такова:

- консультировать по разным вопросам;

-  моделировать  различные ситуации;

- создавать ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- провоцировать вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности;

- наблюдать, какой психолого-педагогический эффект имеет исследование (проект) – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

                 Приведу пример первого занятия ознакомления обучающихся с понятием

  «исследование».

 

0 КЛАСС: ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?

Задачи:

-ознакомить с новыми понятиями;

- способствовать развитию наблюдательности;

- развивать речь, аналитическое мышление

 

Ход занятия

1.Оргмомент

Учащиеся садятся в круг лицом друг к другу

II.Сообщение темы

-Сегодня на уроке мы узнаем, что такое исследование, поучимся наблюдать.

 

III. Актуализация знаний

- Что такое исследование? (Выслушиваются мнения детей, учитель подводит итог)

Вывод: исследование – это поиск истины, познание неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

- Давайте обсудим, где и как человек может проводить исследования.

- Что такое научное исследование? (Научное исследование – это исследование, которое проводят учёные)

- Где и как используют люди результаты научных исследований?

- А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем?   (Уметь наблюдать)

- Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Вывод: Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Учёные для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы. (Демонстрация приборов)

IV. Практические наблюдения

- Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.

Задание 1.

-Перед вами парные картинки, содержащие различия.

  • Найди 2 одинаковых предмета
  • Что у них общего?
  • Чем отличаются?

 

Задание 2.

- Какие предметы изображены на рисунке?

V. Составление плана исследования.

- Ребята, а в жизни за какими объектами вы можете наблюдать? (За кошкой, деревьями, птицами…)

- Что вы должны сделать, прежде чем начать наблюдение? (Выбрать предмет исследования, за которым будем наблюдать. Например: кошка, берёза за окном и т.д.)

- Как вы думаете, с чего надо начать исследование? (В ходе коллективного обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, являющемуся одновременно планом работы)

ПЛАН  ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Понаблюдать
  • Прочитать в книге, журнале и т.д.
  • Спросить у другого человека

Вывод: Таким образом, мы составили план исследования предмета, объекта. (Выбирается общий объект исследования для класса)

Вывешивается плакат с тремя кармашками, который зрительно повторяет план исследования и помогает дома работать над выбранным объектом. (Плакат висит постоянно, дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях)

 (В течение 2-3-х недель учитель напоминает детям о заполнении кармашков)

VI. Итог занятия

-Мы учились сегодня наблюдать, составлять план наблюдения, узнали, что такое исследование, выбрали объект  коллективного исследования – кошку.

VII. Домашнее задание

Подобрать в книгах, журналах и т.п. материал, обратиться к родителям за советом в поиске информации о выбранном классном объекте для наблюдения, исследования.

VIII. Заключение

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Метод проектно-исследовательского обучения помогает   решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда; формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Если с раннего возраста детей включать в проектно-исследовательскую дея­тельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мыш­ления, память, способность к оценке, видение проблемы, способ­ность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенству­ются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами лично­сти человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 810


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст